«Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве». Алла Данилова, 24.10.2013

2013, Psychologies.ru
«Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве»
 
По пьесе А. Чехова «Три сестры»
 
Постановка Дмитрия Крымова
 
Знаете ли вы, что история доктора Фауста, мага и чернокнижника, изложенная в народной книге Шписа, долгое время была излюбленным сюжетом кукольных постановок? Фауст там представал большим шарлатаном, по-мелкому колдовал и демонстрировал дурацкие трюки, например, садился на бочку верхом, и бочка сама, силами его чар, скакала из винного погреба на улицу. Под пером Гете (и отчасти его предшественника Марло) история Фауста, совершив головокружительный кульбит, приобрела трагическую глубину и многослойность. Примерно такой же кульбит – только в обратную сторону - совершает и Дмитрий Крымов с персонажами драмы Чехова «Три сестры». Сам-то Антон Павлович неоднократно заявлял, что написал комедию, однако никто его как будто не желает слышать: в сотнях театральных постановок по всему миру «Три сестры» предстают меланхолическим ноктюрном о потерянной России и о страданиях милых сестер Прозоровых, застрявших в далеком губернском городе и мечтающих вернуться в покинутую ими некогда Москву.
 
Героини спектакля Крымова испытывают те же самые чувства – горечь, тоску, любовь, но все эти чувства утрированы, усилены многократно, словно мы разглядываем их через увеличительное стекло. Здесь Вершинин или Соленый силой своей любви способны двигать предметы (ничуть не хуже того кукольного Фауста-мага), а Ирина так отчаянно мечтает работать, действовать, что, размахивая огромным ножом, в порыве усердия отрубает сестре Маше палец. Впрочем, длинные пальцы Маши оказываются бутафорскими (как, кстати, и огромные чувствительные уши Ирины губы Ольги или большой живот Андрея) и потому быстро возвращаются на свое место. Сила воображения героев материализует не только персонажей, о которых в чеховской пьесе лишь упоминается – Протопопов, Гоголь, Бальзак (глазами последнего мы, собственно, и смотрим спектакль), но и само будущее - в лице прекрасной Марлен Дитрих. Только оказывается оно далеко не прекрасным: с бодрой песенкой «Лили Марлен» батарея Вершинина уходит, практически, сразу в Первую мировую. Чеховский сюжет, увиденный сквозь призму шутовства и буффонады, вызывает веселье и хохот в зале. Но смех этот никак не отменяет, а скорее, подчеркивает «невидимые миру слезы», сквозь которые мы озираем и историю ХХ века, и нынешний мир, и судьбу человека в принципе, и свою отдельную жизнь, мимолетную и нелепую, расстаться с которой, возможно, хотелось бы именно так – смеясь и танцуя.
 
PS. Перечитать пьесу Чехова перед спектаклем – для полноты ощущений – настоятельно рекомендуется.
 
Источник: http://www.psychologies.ru/events/theatre/_article/onore-de-balzak-zametki-oberdicheve/
 
Алла Данилова, Psychologies.ru, 24.10.2013 

Спектакли

Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве 2013, Школа Драматического Искусства

История

Chekhov Remade in New Production by Krymov. John Freedman, 23.10.2013
Трио из Бердичева. Ада Шмерлинг, февраль 2014

© 2015. «Лаборатория Дмитрия Крымова». Все права защищены.
Создание сайта — ICO