БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ. МАРИЯ МИХАЙЛОВА

2018, Театрал
ДМИТРИЙ КРЫМОВ ПОСТАВИЛ «МУ-МУ» В ТЕАТРЕ НАЦИЙ
 
Дмитрий Крымов, продолжает свою серию классических произведений «своими словами».  Спектакль по «Муму» и «Запискам охотника» Тургенева - это новое сложносочиненное полифоническое пространство и время, где смешались «кони, люди», театр и реальность, смех и слезы.
 
Актер, играющий Охотника (Алексей Вертков), судя по всему, и альтер-эго режиссера, чей спектакль разворачивается на глазах у изумленной публики. К ней он обращается не только с тургеневским текстом, но и с жалобами на непоседливую племянницу, которую пришлось взять с собой на работу. На проблемы с театральным оборудованием и реквизитом, который, как ни старайся, вроде бы не может по-настоящему воплотить ни облака, ни ночной костер, ни звездное небо.
 
Но парадоксальным образом, это знание об условности театрального устройства, не помешает залу в нужный момент забыть обо всем и увидеть восход солнца над туманным берегом и полное звезд небо, и «норштейновскую» белую лошадь, склоняющуюся к едва различимым в отблесках костра героям.
 
Решить все сценические и бытовые неурядицы и нестыковки пытается помреж Инна (Инна Сухорецкая), которая беззаветно и самозабвенно готова сделать все, о чем просит ее герой. Она приносит недостающий реквизит - в начале спектакля это сделанные из разных материалов и вдруг оживающие заводные собаки - плюшевые и фанерные, картонные и пластмассовые. Она поёт с певцами, (а иногда лучше певцов), она плачет с похоронной процессией, проходя через зал за гигантским гробом. Одним словом, помогает во всем, ни на что не жалуясь, лишь однажды вырывается на авансцену с цитатой из Станиславского о значимости работы помощника режиссера, а потом вновь растворяется в творческом процессе.
 
Вся сцена (художник спектакля Валентина Останькович) усеяна проводами, «изрыта» люками разной величины, таящими постоянную опасность для жизни, даже если это «жизнь в искусстве».
 
И все врываются в эту жизнь, нарушают и, в то же время, наполняют собой.
 
Девочка Маша, по прозвищу Муму (Мария Смольникова) случайно попадает в театр на репетицию. Непоседа, чем-то похожая на героиню мультфильма «Маша и медведь», крутится у всех под ногами, своими постоянными вопросами и проделками смешит и мешает серьезности происходящего.
 
Певица Полина Виардо (Елизавета Юрьева), внезапно приехавшая к Тургеневу, в шикарном платье с кринолином она, по-возможности, грациозно проходит между рядами, непрестанно щебеча по-французски, поднимается на сцену, нарушая ход репетиции.
 
Вообще, репетицию постоянно все нарушает.  То преклонных лет польская актриса (Алина Ходживанова), играющая в соседнем зале. То убогий рабочий сцены - немой Гера (Константин Муханов), все время что-то жадно жующий в углу, шурша ворохом замусоленных газет. То сам Охотник, палящий из ружья в птиц, которые потом обрушиваются с колосников в самый неподходящий момент.
 
Решительно всё нарушает гармонию человека с божественной природой, о которой писал Тургенев.  Его гулкая, космическая интонация звучит в спектакле с каждым мгновением все яснее, несмотря на неожиданно воплощенных персонажей, вернее благодаря их появлению.
 
«Как это точно! Неужели никто раньше не замечал, как похоже начало «Бежина луга» на начало «Божественной комедии»? - сказала после спектакля историк театра Инна Соловьева. 
 
МАРИЯ МИХАЙЛОВА Театрал
 
ФОТО: МИХАИЛ ГУТЕРМАН

Фото, Видео, Аудио

Фотогалерея

Спектакли

Му-Му 2018, Театр Наций

Лица

История

Собачье сердце. Вячеслав Шадронов
Му-музыка и небо в алмазах. Нина Агишева

© 2015. «Лаборатория Дмитрия Крымова». Все права защищены.
Создание сайта — ICO