Бодался рояль с дубом. Глеб Ситковский

2008, Газета.Ru

На фестивале «Территория» показали новый спектакль Дмитрия Крымова «Опус № 7»

Аккуратно пронумеровав все свои предыдущие постановки, выпущенные в «Школе драматического искусства», режиссер Дмитрий Крымов новому спектаклю присвоил инвентарный номер 7. Эта "семерка", вошедшая в программу фестиваля «Территория» и частично профинансированная им, в свою очередь распалась на две половинки: первая часть спектакля называется «Родословная», вторая - «Шостакович». Если подходить к делу формально, то в этих одноактовках говорится совсем о разных вещах, но фактически - об одном и том же. О том, что жили-были люди и вот теперь их нет.
 
Как известно, Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, а Иаков - дядю Зяму и тетю Цилю. От всех них не осталось ничего, кроме разве что фотографии в семейном альбоме. Это в лучшем случае. Вот от Авраама с Исааком и того не осталось - видимо, они просто не любили фотографироваться. В своей «Родословной» Крымов устраивает что-то вроде спиритического сеанса, вытаскивая на свет божий тени забытых предков. Между миром мертвых и миром живых - лишь тонкая картонная перегородка (художник Вера Мартынова). Достаточно чиркнуть по ней перочинным ножичком - и сквозь эту прореху непременно просунется чья-нибудь рука или нога. А сделаешь дырку побольше - так на публику вообще обрушится настоящий ураган, дующий и не с севера, и не с юга, а откуда-то из библейских времен. 
 
Какой только ерунды он не наметет в зал - обрывки бумажек пополам с листьями и мелким мусором. Все эти опавшие листки, видимо, с генеалогического древа, а каждый бумажный клочок - некая судьба. Плеснув ведро черной туши на картон и пришпандорив сверху кипу и кучерявые пейсы, получим чью-нибудь согбенную еврейскую фигуру. И вот уже двухмерные евреи, от которых не осталось ничего, кроме упомянутого в родословной имени, мало-помалу начинают обживать это пространство. А если побаловаться со световыми аттракционами, то можно получить целую шеренгу из двухмерных черно-белых евреев, с интересом рассматривающих лица сегодняшних зрителей. К концу спектакля их фигуры потихоньку обесцветятся и окончательно сольются с картонным фоном. 
 
Вторая часть спектакля - о том, как теленок бодался с дубом. В роли теленка - композитор Дмитрий Шостакович, в роли дуба - Родина-мать в образе толстозадой тетеньки в три человеческих роста (художник Мария Трегубова). Эта преисполненная достоинства кукла с ярко накрашенными губами и ногтями будет то ласково прижимать композитора к своей материнской груди, то, прищурясь для пущей меткости, гоняться за ним по залу с пистолетом. Так и будет маленький человечек в исполнении Анны Синякиной прыгать весь спектакль, как заяц, пытаясь найти убежище хотя бы за роялем. Но все тщетно: увернувшись от пистолета, он наткнется на булавку от ордена Ленина, которая насквозь пронзит его тщедушное тельце. 
 
Надо сказать, что и «Родословная», и «Шостакович» ужасно удобны для пересказа, но талантливый замысел спектакля, как это часто бывает, оказался увлекательнее результата. Семерка, хотя и считается счастливым числом, не принесла Дмитрию Крымову особой удачи, и в конечном счете обе одноактовки распались на ряд где-то более, где-то менее удачных аттракционов, которые объединены не слишком свежими мыслями. Позавчерашняя публицистика, увлекшая Крымова в «Шостаковиче», чем-то, как ни странно, напомнила о спектаклях Таганки 1970-х годов. В «Опусе № 7» можно порадоваться отдельным режиссерским придумкам, вспомнив то гигантскую куклу Родины-матери, то увлекательное побоище роялей, которые, словно танки, сшибаются друг с другом на фоне Седьмой симфонии Шостаковича. Но все-таки эффектными визуальными образами в спектакле проиллюстрированы мысли достаточно банальные.
 
Глеб Ситковский, интернет-портал "Газета.Ru", 07.10.2008

Спектакли

Opus №7 2008, Школа драматического искусства

История

Тени забитых предков. Алла Шендерова
Софья Власьевна и железные рояли. Дина Годер

© 2015. «Лаборатория Дмитрия Крымова». Все права защищены.
Создание сайта — ICO